Логопед. Развитие речи и речевого аппарата.
Ораторское искусство. Искусство общение
.                                         Всегда Вам рады: 
Репетиторство на дому в Красноярске                                        +7 (923) 55 63 255 

Главная                  Новости                  Услуги                     Логопед в Красноярске            Статьи           Контакты




 Статей 
Главная » Статьи » Статьи

Искусство общения в Калининграде

            Как только не именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber  (человек производящий), и homo communicans (человек общающийся). Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

            В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

            Общение имеет три стороны своего проявления:

1)      Коммуникативная (обмен информацией).

2)      Интерактивная (взаимодействие в совместной деятельности).

3)      Перцептивная (восприятие и понимание другого человека).

 

Коммуникативная сторона общения.

1.      Активный обмен информацией, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения.

2.      Обмен информацией предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения.

3.      Единая система кодирования и декодирования у партнеров по общению («Все должны изъясняться на одном языке»).

4.      Возникновение коммуникативных барьеров:

                     фраза – барьер                                      фраза – выход

«Это не мое дело, не мои проблемы»               «Я узнаю это для вас»

                       «Вы должны»                              «Сделайте, пожалуйста»

                      «Я попытаюсь»                                                    «Я сделаю»

 

            Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

            Невербальные средства общения.

1.      Кинестетика (жесты, мимика, пантомимика). Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10 – 15% информации. Визуальное восприятие – впечатление о человеке – складывается за первые 90 секунд. Повышают эффективность общения приветствие и улыбка. Умение привлекать внимание повышает эффективность общения (внимание у взрослого человека снижается на каждой 28 минуте).

2.      Паралингвистика (тембр голоса, диапозон, тональность).

3.      Экстралингвистика (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех).

4.      Проксемика (близость)– это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э.Холл (американский антрополог) предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют:

       Интимная зона -  15 – 45 см  общение самых близких людей;

       Личная зона – 46 – 120 см – общение со знакомыми людьми ;

       Социальная зона – 120 – 360 см  -  общение с чужими людьми, официальное общение;

       Общественная (публичная) зона -  360 см и более -  при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Прикасания и поглаживания необходимы человеку так же, как еда и тепло.

В 5 лет ребенок должен получать в сутки не менее 200 ласковых прикосновений родителей, родных, воспитателя.

Взрослая женщина, если за сутки  почувствовала  менее 15 ласковых прикосновений со стороны мужа, детей, подруг, то она чувствует себя неуверенно, раздраженно, у нее развивается подозрительность.

Взрослый мужчина уверенно чувствует себя при 8 – 12 прикосновениях в сутки.

Следует помнить, что прикасаясь к человеку, мы при этом проникаем в его биополе, в чужое пространство. Поэтому прикосновение имеет свои определенные правила:

       Не пытайтесь прикасаться к ученику, особенно подростку, когда у него нет настроения.

       Не позволяйте себе высокомерных, фамильярных прикосновений, а именно: похлопывание по плечу или щеке, потрепывание по голове… Это по меньшей мере бестактно.

       Ласковое, короткое прикосновение к ребенку в конце неприятной для него «воспитательной» беседы придает малышу приятной уверенности в ваших «родительских» намерениях.

 

                    5.Визуальное общение (контакт глаз) С помощью глаз     передаются самые точные сигналы о состоянии  человека: чем шире зрачок, тем выше интерес.

 

мение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Большинство людей говорят со скоростью 120 слов в минуту. Средняя способность воспринимать информацию – 480 слов в минуту. Поэтому, помните, у вас есть большие резервы для слушания и обдумывания услышанного.

Существуют два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлесивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней.Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть свидены к минимуму типа «Да!», «Ну – и- ну!», «Продолжайте!», «Интересно!» и т.д.  Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными с застенчивыми, неуверенными в себе людьми, а также во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хочется узнать побольше.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим, расшифровку смысла  его сообщений. Существует 5 приемов рефлексивного слушания:

        Выяснение («Я не понял», «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это»).

        Отражение чувств ( «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…»).

        Резюмирование («Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное вами…»).

        Парафраз (перефразировать) – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности, своими словами передать смысл сказанного («Правильно ли я вас понял, что…», «Другими словами, вы считаете…», «Как я вас понял…»).

        Психологическая амортизация (айкидо).

-          Полностью согласиться с мнением собеседника.

-          Усилить реакцию.

-          Сочувствие.

Интерактивная сторона общения.

            Под интерактивной стороной общения понимают взаимодействие людей в совместной деятельности через обмен информацией. Главное содержание общения – воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий («Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня»). В общении постоянно происходит реакция на действия другого. В одном случае нам кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия «заодно», в третьем – что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним  из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре,  беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый.

Подход к анализу ситуаций общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного (трансакции – это единицы общения) анализа Э.Бёрна.

 По концепции Э.Бёрна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно называются Родитель, Взрослый, Ребёнок.

Родительское «Я» - состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их заменяет. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты и правила. В жизненных  ситуациях родительское «Я» включается автоматически.

 

Категория: Статьи | Добавил: pravo24 (07.06.2012)
Просмотров: 375 | Теги: Искусство общения

логопед в братске, консультации логопеда в братске, помощь логопеда братск, логопед братск бесплатно, врач-логопед братск, логопед энергетик, логопед падун, логопед южный падун, логопед вихоревка, гидростроитель логопед, развитие речи братск, подготовка в эге братск