Как только не именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo communicans (человек общающийся). Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Общение имеет три стороны своего проявления:
1) Коммуникативная (обмен информацией).
2) Интерактивная (взаимодействие в совместной деятельности).
3) Перцептивная (восприятие и понимание другого человека).
Коммуникативная сторона общения.
1. Активный обмен информацией, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения.
2. Обмен информацией предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения.
3. Единая система кодирования и декодирования у партнеров по общению («Все должны изъясняться на одном языке»).
4. Возникновение коммуникативных барьеров:
фраза – барьер фраза – выход
«Это не мое дело, не мои проблемы» «Я узнаю это для вас»
«Вы должны» «Сделайте, пожалуйста»
«Я попытаюсь» «Я сделаю»
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Невербальные средства общения.
1. Кинестетика (жесты, мимика, пантомимика). Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10 – 15% информации. Визуальное восприятие – впечатление о человеке – складывается за первые 90 секунд. Повышают эффективность общения приветствие и улыбка. Умение привлекать внимание повышает эффективность общения (внимание у взрослого человека снижается на каждой 28 минуте).
2. Паралингвистика (тембр голоса, диапозон, тональность).
3. Экстралингвистика (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех).
4. Проксемика (близость)– это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э.Холл (американский антрополог) предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют:
► Интимная зона - 15 – 45 см общение самых близких людей;
► Личная зона – 46 – 120 см – общение со знакомыми людьми ;
► Социальная зона – 120 – 360 см - общение с чужими людьми, официальное общение;
► Общественная (публичная) зона - 360 см и более - при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Прикасания и поглаживания необходимы человеку так же, как еда и тепло.
В 5 лет ребенок должен получать в сутки не менее 200 ласковых прикосновений родителей, родных, воспитателя.
Взрослая женщина, если за сутки почувствовала менее 15 ласковых прикосновений со стороны мужа, детей, подруг, то она чувствует себя неуверенно, раздраженно, у нее развивается подозрительность.
Взрослый мужчина уверенно чувствует себя при 8 – 12 прикосновениях в сутки.
Следует помнить, что прикасаясь к человеку, мы при этом проникаем в его биополе, в чужое пространство. Поэтому прикосновение имеет свои определенные правила:
♥ Не пытайтесь прикасаться к ученику, особенно подростку, когда у него нет настроения.
♥ Не позволяйте себе высокомерных, фамильярных прикосновений, а именно: похлопывание по плечу или щеке, потрепывание по голове… Это по меньшей мере бестактно.
♥ Ласковое, короткое прикосновение к ребенку в конце неприятной для него «воспитательной» беседы придает малышу приятной уверенности в ваших «родительских» намерениях.
5.Визуальное общение (контакт глаз) С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека: чем шире зрачок, тем выше интерес.
мение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Большинство людей говорят со скоростью 120 слов в минуту. Средняя способность воспринимать информацию – 480 слов в минуту. Поэтому, помните, у вас есть большие резервы для слушания и обдумывания услышанного.
Существуют два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлесивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней.Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть свидены к минимуму типа «Да!», «Ну – и- ну!», «Продолжайте!», «Интересно!» и т.д. Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными с застенчивыми, неуверенными в себе людьми, а также во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хочется узнать побольше.
Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим, расшифровку смысла его сообщений. Существует 5 приемов рефлексивного слушания:
♦ Выяснение («Я не понял», «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это»).
♦ Отражение чувств ( «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…»).
♦ Резюмирование («Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное вами…»).
♦ Парафраз (перефразировать) – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности, своими словами передать смысл сказанного («Правильно ли я вас понял, что…», «Другими словами, вы считаете…», «Как я вас понял…»).
♦ Психологическая амортизация (айкидо).
- Полностью согласиться с мнением собеседника.
- Усилить реакцию.
- Сочувствие.
Интерактивная сторона общения.
Под интерактивной стороной общения понимают взаимодействие людей в совместной деятельности через обмен информацией. Главное содержание общения – воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий («Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня»). В общении постоянно происходит реакция на действия другого. В одном случае нам кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия «заодно», в третьем – что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый.
Подход к анализу ситуаций общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного (трансакции – это единицы общения) анализа Э.Бёрна.
По концепции Э.Бёрна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно называются Родитель, Взрослый, Ребёнок.
Родительское «Я» - состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их заменяет. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты и правила. В жизненных ситуациях родительское «Я» включается автоматически.
|