В настоящее время особую социальную значимость
приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм
активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в
усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в
условиях дошкольных и школьных учреждений.
Известно что, чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация
дефекта, а также возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
При определении задач коррекционной работы
с детьми, имеющими отклонения в развитии,
исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.
Проблема
диагностики речевой патологии у детей раннего возраста недостаточно
разработана в логопедии. В случаях выраженной речевой патологии традиционно
логопедическая помощь оказывается детям, начиная с 4-5 лет (Г. В. Чиркина,1998).
Поэтому одним из актуальных вопросов становится вопрос диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) и оказания
им ранней коррекционной помощи.
Обследования детей раннего возраста показыват, что
наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства
эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все
чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и
внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов –
9,2% (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.). Анализ исследований
ведущих специалистов показывает, что у 78% детей раннего возраста
диагностируются предпосылки нарушения речевой деятельности, и в большинстве
случаев – задержка речевого развития.
Речь – важный фактор психического развития человека,
формирование его как личности. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны
с речью: речь формируется под воздействием высших психических функций и
оказывает влияние на их развитие.
Анализ специальной литературы показывает, что назревшая
проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей (с 0 до 3 лет)
решается в настоящее время на государственном уровне. Многие авторы поднимают вопрос
не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о
своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы
риска. В то же время потребности
практики логопедии диктуют необходимость создания методик диагностики нарушений
развития речи детей третьего года жизни. Их разработка должна быть
ориентирована на закономерности речевого онтогенеза. Развитие речи в
лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики – гуление – лепет –
слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Дошкольный возраст
является сензитивным периодом развития речи, а в особенности кризисные периоды
детства: 1,5, 3 года и 7 лет.
Знание закономерностей развития психомоторных
функций ребенка необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки
дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного
развития и определения детей группы риска.
Анализ этиологии речевых нарушений
помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением
или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с
нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих
заболеваниях центральной нервной системы.
Одним из важнейших условий
результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в
развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем
возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом
зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным
оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного
развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни
ребенка.
Ранний возраст является наиболее
благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот
возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического
воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика
психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить
коррекцию выявленных нарушений.
Углубленное
логопедическое обследование предполагает
выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние
компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи,
импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых
средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Диагностическое обследование позволяет
обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого
развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности,
определить зону ближайшего развития. Диагностика помогает логопеду решать задачи развивающего обучения
и адаптировать программу в соответствии с возможностями и особенностями каждого
ребенка, т.е. составить индивидуальный перспективный план.
Ранняя диагностика является основным направлением в планировании
и осуществлении мероприятий коррекционно-педагогического воздействия на детей
2-3 лет с отклонениями в речевом развитии. Однако приоритетную роль в точной
диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой
области специальной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в
процессе которых подтвердятся предварительные педагогические заключения о
характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.
Коррекционно-логопедическая работа с
детьми 2-3 лет группы риска по возникновению речевых нарушений, проводимая в
комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех
нарушенных функций.
Коррекционно-педагогическая работа с
детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.
Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в
своевременном и правильном развитии и воспитании детей.
Комплексная логопедическая работа предусматривает
развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой
активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата;
то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой,
психической и двигательной деятельности ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа строится исходя из структуры дефекта с
использованием сохранных функций. Для этого нужно выявить диссоциацию развития
различных функций и коррекционную работу строить дифференцированно, исходя из
возможностей ребенка.
Основной задачей логопедической работы с
детьми является стимуляция и совершенствование общения с взрослым при помощи
интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы.
При этом логопедическая работа с детьми
раннего возраста должна строиться на основе реализации комплексного подхода,
включающего в себя:
1. Логопедический массаж
2. Дыхательную гимнастику
3. Артикуляционную гимнастику
4. Стимуляцию речевой активности
5. Развитие действий с предметами
6. Развитие понимания речи
Основные направления
коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики
артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция
физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения; развитие
манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;
формирование понимания речевых инструкций.
Логопедические занятия проводятся в
кабинете логопеда. Продолжительность индивидуального занятия не превышает 10
минут. Одним из важных факторов при проведении логопедических занятий является
создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к
логопеду. Большое значение для развития интереса и активности ребенка имеет
выбор адекватной для возраста игрушки. Особенностью работы является
максимальное привлечение самого ребенка к активному выполнению задания при
опоре на возможность понимания обращенной речи.
Самое главное значение в логопедической
работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.
Привлекая внимание ребенка к звучанию
его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем
самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного
слухоречевого анализатора, а вместе с тем
и лепетной активности. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов
по подражанию, то есть, способствуя развитию физиологических эхолалий,
используют три вида упражнений:
1.
вызывают ответные
звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует
эхолалии;
2.
произносят звуки,
отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае
эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность
ребенка;
3.
произносят звуки,
близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его
артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности
ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание
к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот
момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и
языка.
Значительное место в логопедической
работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий
развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные
движения пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения,
ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только
оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает
ребенка к рисованию и письму.
Комплексность логопедической работы
предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все
моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и
комментариями.
Работая над пониманием речи с ребенком,
постоянно стремятся обогатить его впечатления, что также способствует развитию
понимания речи.
На этом этапе отрабатываются следующие
моменты в развитии понимания речи:
·
названия простых
действий;
·
названия
окружающих предметов;
·
названия игрушек;
·
понимание
инструкций;
·
название
окружающих явлений;
·
формирование
обобщающих понятий;
· узнавание игрушек,
предметов, изображенных на картинках; и другие.
Для развития понимания речи необходимым
условием является правильное функционирование зрительного и слухового
анализаторов.
Занятия по развитию понимания речи
проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и
уровня импрессивной речи.
Основным видом занятий с детьми является
эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает
пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.
Все перечисленные
коррекционно-педагогические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и
психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная
цель с учетом «зоны ближайшего развития».
В
процессе целенаправленной комплексной
работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии,
происходит коррекция дефектных функций ребенка, что в значительной степени
способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.источник ______________________________ Услуги логопеда в Санкт Петербурге,
Развитие ребенка в Санкт Петербурге +7 (965) 069 45-05
|